Тезис: Бизнес начинается в момент решения выставить на рынок сформулированное коммерческое предложение.

А теперь лирика - ни юридическая регистрация, не первые заработанные деньги, ни пришедшая в голову идея торговать кепками, ни договоренности - ничто из этого не принципиально, хотя и греет душу своей пафосностью. Хотя кто-то ставит во-главу угла бизнес-план, это смешно, учитывая репутацию этого документа как нереального к исполнению в жизни. Понятие бизнес-плана вообще надо реформировать, главным разделом в нем должен быть перечень стратегических инициатив которые нужно попробовать, вариантов что еще можно предложить рынку из товаров и услуг, и все это в завязке на изменяющиеся условия. Это похоже на задачку на дивергентность мышления "придумайте 20 вариантов использования кирпича". Задача не сложная.

Мне часто советуют написать книгу. Это возможно, но на данный момент я не верю в пользу книг. Может быть, еще не сложилась в голове какая-то целостная система. Хотя, должен отметить книгу Роберта Кийосаки, которая сильно на меня повлияла, она помогла мне осмыслить мое отношение к бизнесу. Сейчас вспоминаю, в двухтысячном году, даже уже имея за плечами десяток начинаний я не мог внятно сформулировать понятие бизнеса. Да, внешние признаки и атрибуты известны и легко наблюдаемы, но, кто может сказать, на каком топливе работает его мотор?

До сих пор на курсах для начинающих бизнесменов рассказывается как зарегистрировать фирму. Это важное знание, но вспомогательное. Гораздо важнее практикум в виде деловых игр и настоящих маленьких проектов. В последнее время я чаще сравниваю для себя бизнес с работой художника. Тоже необходимо овладевать техниками для создания отдельных элементов. Делать эскизы, наброски, тренироваться, учиться, искать свой творческий путь. В плане бизнеса эскиз выглядит как коммерческое объявление, которое без труда можно разместить на различных досках объявлений и или обсудить с людьми, чтобы узнать реакцию. Каждый бизнес - это картина, шедеврами станут не все, нет смысла браться сразу за Сикстинскую капеллу, гораздо полезнее сначала потренироваться на логотипах.

Все это применимо и для бизнесе в сфере программных разработок. Да, мысль о создании нового гугла может хорошо толкать вперед. Однако, начинать надо с сайтов визиток и других простеньких проектов, объемом затрат не больше чем в месяц труда. Проработал идею - переключился, проработал - переключился, и так много раз. Нужно бегать и искать нишу. Волка ноги кормят.